Стебли бамбука — оригинальный декоративный материал, традиционно применяемый для производства различных поделок. Но природная красота и прочность этого материала позволяют использовать его также и при отделке интерьеров, ориентированных на восточные стили.
Одну из комнат квартиры, которую нам предстояло отремонтировать, предполагалось оформить в восточном стиле. Был разработан дизайн-проект и выполнена его компьютерная визуализация, которая стала наглядной основой для последующей работы.
Компьютерная визуализация
В качестве материала, который подчеркнул бы особенности выбранного стиля, решено было использовать стебли бамбука при отделке потолка. Потолок в комнате планировалось сделать двухуровневым, с круглой заглублённой центральной частью, которую и предполагалось оклеить бамбуком.
Разноуровневый потолок был смонтирован на каркасе из металлических профилей и облицован гипсокартоном. Сначала сделали нулевой (верхний) уровень, потом на подготовленной поверхности вокруг центральной точки (в этом месте выходят провода для подключения потолочного светильника) прочертили окружность выбранного размера, ставшую границей будущего панно.
После этого смонтировали каркас второго уровня потолка. Чтобы выделить центральную часть, металлический КНАУФ-профиль потолочный 60x27 мм надрезали в нескольких местах, аккуратно изогнули дугой по начерченной окружности и прикрепили к потолку. Затем прикрепили и остальную часть каркаса из того же профиля, установили листы гипсокартона, а поверхности зашпатлевали. Таким образом был смонтирован второй уровень потолка. По границе утопленной центральной части сделали нишу для подсветки.
После завершения довольно трудоёмких монтажных работ комната была готова к финишной отделке и декорированию и встал вопрос о приобретении бамбука. Сразу отмечу, что на тот момент я не очень внимательно изучил предложения рынка и остановился на самом простом варианте: на распиленных вдоль стеблях бамбука.
Длина стеблей составляла около двух с половиной метров. Изучи я этот вопрос поподробнее, то выяснил бы, что современный рынок предлагает большое разнообразие материалов из бамбука. И можно было подыскать такой из них, который бы упростил процесс оклейки потолка.
Цвет я выбрал тоже самый простой — натуральный. Был ещё вариант окрашенного бамбука тёмных тонов, но согласно проекту бамбук хотели покрасить в белый цвет, так что его окраска не имела значения.
Распиленные по всей длине половинки стеблей бамбука предполагалось клеить к потолку резаной кромкой. Опыта такой работы у меня не было, так что приходилось осваивать это дело по ходу работы. Для начала я определился с клеем — выбрал жидкие гвозди «Момент Монтаж». Этот клей обладает широким спектром применения.
Одной из проблем, возникших в самом начале работы, стали зазоры между стеблями бамбука, которые обязательно возникают .из-за кривизны стеблей и разницы их толщины на разных концах. Сквозь эти щели просматривался зашпатлёванный потолок, а белый цвет мне казался не очень хорошим фоном.
Конечно, после наклейки стеблей можно было бы пройти швы какой-нибудь затиркой под цвет бамбука. Но затёртые швы наверняка придали бы некоторую искусственность всему панно и излишне утяжелили его, а в результате исчезло бы главное преимущество этого материала — натуральность. Поэтому решили окрасить основу потолка в тон, близкий цвету бамбука. Благодаря этому зазоры между стеблями должны были стать не слишком заметными. В связи с этим планом и «жидкие гвозди» я выбрал прозрачные, которые не изменяли бы окраски фона и после высыхания не оставляли следов.
Теперь о самом процессе оклейки потолка бамбуком. Для начала я оборудовал рабочее место: установил пару козликов и положил на них щит, чтобы было удобно стоять, передвигаться и клеить (стремянка здесь никак не подходит). Потом в выделенном на потолке круге я прочертил диаметр, ориентированный в сторону окна и параллельно боковым стенам комнаты (он задал направление для последующей наклейки стеблей), и приступил к наклеиванию бамбука.
Но тут выяснился ещё один непредусмотренный нюанс — стебли, которые предстояло клеить, имели заметную кривизну и этот дефект был тем заметнее, чем длиннее был стебель. Кривизну эту удавалось на какое-то время исправить, прижимая стебель с нанесённым клеем к потолку. Но прижимая стебель в одном месте, я видел, что стебель постепенно начинает отходить от потолка в другом, где он только что был приклеен. Силы упругости, возникающие при выпрямлении стебля, оказались значительными и клеящих свойств «жидких гвоздей» для их компенсации явно не хватало. Хотя стебли и не отваливались от потолка, но их искривлённые отставшие части выглядели некрасиво.
Для решения возникшей проблемы я сначала решил использовать подпорки из бруса, которые ставил под каждый стебель в нескольких местах, прижимая его сразу по всей длине. Сделать это было не очень трудно, но проблему всё же не решило — после того, как я снимал подпорки, бамбук снова начинал изгибаться и отрывался от потолка, причём, часто — с кусками шпатлёвки.
Напрашивался более радикальный вариант решения — резать каждый стебель на части небольшой длины, на которых кривизна практически незаметна, и стыковать снова эти части при приклейке. После нескольких проб и ошибок был выбран оптимальный способ раскроя — на части длиной в один сегмент стебля.
Работы, конечно, прибавилось, так как сначала каждый стебель распиливали на отдельные сегменты по узлам, а потом собирали из этих сегментов стебель во время наклейки на потолке. Сравнить это можно с изготовлением мозаики.
Для облегчения работы, и чтобы не запутаться, я писал на обратной стороне каждого сегмента индивидуальный номер. А чтобы панно выглядело более естественно и красиво, сегменты смежных стеблей клеил узлами вразбежку.
Важной особенностью бамбука как отделочного материала является то, что толщина стеблей сильно изменяется по длине. Чтобы легче было выдерживать выбранное направление, я наклеивал стебли попеременно, начиная то с толстого основания и заканчивая тонким концом, то в обратной последовательности — начиная с тонкого конца.
Хотя я и приноровился клеить без распорок, всё же процесс создания панно оказался трудоёмким и занял у меня несколько дней. Сам бамбук — довольно прочный материал и приходилось пилить его по узлам электролобзиком, применяя пилку с мелким зубом.
Когда весь бамбук был приклеен и панно предстало в законченном виде, появились сомнения в необходимости окраски его в белый цвет. Естественная окраска показалась более привлекательной.
В завершении работы в центре панно был установлен светильник, а по периметру карниза — светодиодная подсветка. Всё это помогло дополнительно выделить бамбуковое потолочное панно, сделав его эффектным элементом интерьера.
Хорошо вписались в общий замысел и другие элементы интерьера. Среди них хотел бы упомянуть встроенный шкаф, который стал важной частью обустройства комнаты в выбранном стиле.
Его концепция была разработана при создании дизайн-проекта, но внешний вид мы немного изменили в процессе работы по желанию заказчика. На раздвижных дверках, призванных закрывать большую нишу под телевизор (плазменную панель), установлено витражное стекло с изображением драконов. При оформлении шкафа использован ротанг.
Работа над этим проектом оказалась очень продуктивной. Она позволила познакомиться с популярным сегодня материалом, с которым раньше не приходилось работать.
Потолочное панно из бамбука
|